Банковская карта – удобство или риск?


По статистике, у каждого десятого жителя страны имеется на руках до 16-ти платежных карт. При этом подавляющее большинство держателей карт получило банковскую карту по месту своей работы или учебы, не зная толком, как с ней обращаться и какие риски влечет за собой ее неправильное использование.

Да, закон обязывает банк информировать своих клиентов о рисках, связанных с использованием электронных средств платежа. Но также важным является и то, чтобы клиент правильно воспринял информацию банка, не пропустил ее мимо ушей.

В начале сентября многие держатели банковских карт получили смс-сообщения примерно следующего содержания: «Ваша банковская карта заблокирована! ИНФОЦЕНТР, тел. 0**34567**». Первая реакция человека, получившего такое сообщение – немедленно позвонить по указанному в сообщении номеру. Многие из получивших рассылку так и сделали.

Как правило, после звонка приятный голос уведомлял, что для разблокировки карты нужно сообщить все данные, пропечатанные на лицевой стороне карты и на ее обороте. Многие из получивших рассылку так и сделали. Через некоторое время владелец «пластика» узнавал, что денег на его карте больше нет, зато от его имени были оплачены покупки в Интернете или пополнены счета незнакомых ему мобильных телефонов. Для этих действий сама карта не нужна: достаточно знать ее реквизиты, которые обманутый сам же и сообщил мошенникам.

Такого рода мошенничество называется английским словом фишинг (от англ. fishing – рыбалка). Его суть в том, чтобы, используя естественные реакции человека, заставить его раскрыть необходимые злоумышленнику данные. Как опытный рыбак, мошенник выуживает из жертвы необходимую ему информацию.

Это означает, что, как правило, карта остается у своего владельца – злоумышленникам достаточно знать лишь информацию, которая на ней указана.

Пожалуй, самый действенный метод борьбы с фишингом. Вот самые важные меры, которые в совокупности должны уберечь владельцев карт от действий мошенников.

Девять шагов к безопасному использованию платежных карт

  1. Осознанный выбор обслуживающего банка. Как правило, банки, активно развивающие карточный бизнес, используют технологию, позволяющую проводить платежи в интернете с использованием банковской карты только при условии ввода инициатором платежа одноразового пароля, присланного банком на телефон владельца карты. Самая распространенная из них – технология 3DSecure. Стоит поинтересоваться у банка, готов ли он предоставить такую услугу. Если нет – нужно задуматься, не выбрать ли другой банк.
  2. Внимательно прочтение договора. Если появилась платежная карта, нужно внимательно изучить договор с банком. Договор – это не только права получателя карты. Подписывая его, получатель принимает на себя и обязанности, например, обновлять антивирусную защиту компьютера и/или мобильного телефона, сообщать банку об изменениях реквизитов (например, при смене номера мобильного телефона для смс-уведомлений).
  3. Изучение сайта банка. Как правило, договор содержит ссылки на официальный сайт банка, а там уже изложены все требования и рекомендации банка по информационной безопасности. Так можно убедиться, что банки, активно занимающиеся платежными картами, подробно рассказывают о мерах безопасности на своих сайтах.
  4. Запись контактного телефона банка. На любой платежной карте указан телефон «горячей линии». Звонок по нему, в большинстве случаев, бесплатный. Проблема в том, что, если произошла утеря карты, или она была украдена, вместе с ней пропал и номер телефона. Поэтому рекомендуется добавить номер банка в список телефонных контактов, или записать его в телефонной книжке. Это позволит оперативно заблокировать карту в случае ее утраты.
  5. Запомнить кодовое слово. Чтобы оператор банка понял, что звонит именно владелец карты, нужно сказать слово, указанное при получении карты. Это очень важно – если его забыть, сотрудник Call-центра вряд ли сможет помочь и придется посетить офис банка для восстановления этих данных.
  6. Не открывать письма от незнакомцев. Ссылки, содержащиеся в электронных письмах, в социальных сетях, и интернетреклама зачастую создаются мошенниками с целью заразить компьютер, планшет или телефон вредоносным программным обеспечением.
  7. Никому и никогда не сообщать данные своей карты. Это касается не только пин-кода, как думают многие, но и номера самой карты, срока ее действия и, в особенности трехзначного кода на обороте карты.
  8. Стараться не выпускать свою карту из виду. Распространенная картина: расплачиваясь в ресторане, карта отдана официанту, и он унес ее в неизвестном направлении. Через несколько минут он вернет ее, но где гарантия того, что он не успел снять с нее копию или просто переписать все данные? Нужно требовать, чтобы все операции с картой осуществлялись в личном присутствии.
  9. Подключить смс-информирование об операциях по счету. Как правило, комиссия банка за эту услугу не превышает 40 гривен в месяц, при том, что позволяет контролировать состояние своего карточного счета и оперативно обратиться в банк в случае обнаружения несанкционированного списания. Своевременное обращение в банк при выявлении кражи денег с карты существенно увеличивает шансы на их возврат.

Стоит попробовать начать соблюдать эти советы. Со временем это войдет в привычку и станет таким же естественным и необременительным, как мытье рук перед едой. Безопасных платежей!


Post Author: admin

Добавить комментарий