Появился на портрете – жди смерти: трагические судьбы героев картин Репина, Серова и Пикассо


Появился на портрете – жди смерти: трагические судьбы героев картин Репина, Серова и Пикассо

«Позировать не буду!» – кричал Корней Чуковский своему другу и художнику Илье Репину. Тот лишь предложил писателю нарисовать его портрет. Отказ Чуковского понятен: многие, кто позировал Репину, скоропостижно умирали. Возьмем знаменитое полотно «Иван Грозный и его сын Иван». В образе царя Репин изобразил художника Мясоедова. Тот в реальной жизни практически повторил сцену с картины – в ярости чуть не убил своего сына. Как сложились судьбы других героев знаменитых картин Серова, Сурикова и Пикассо – в сюжете «МИР 24». 

Появился на портрете Ильи Репина – жди смерти! Пожалуй, такую примету могли придумать современники живописца. Едва он закончил портрет Столыпина, тот уехал в Киев, где был застрелен. Еще один «пострадавший» от Репина – хирург Пирогов. Он позировал художнику, а потом отправился к стоматологу, где ему занесли инфекцию. А вот композитор Мусоргский позировал Репину всего четыре сеанса. Спустя 10 дней он умер от белой горячки.

Трагическая история связана и с картиной «Иван Грозный и его сын». В образе царя – художник Мясоедов, который позже чуть не убил сына. А Всеволод Гаршин, с которого Репин рисовал царевича Ивана, покончил жизнь самоубийством. Полотно «Иван Грозный и его сын Иван» трагично не только из-за судьбы натурщиков. Картина пережила несколько нападений вандалов, после последнего все еще находится на реставрации.

Сильное влияние на зрителей оказывает и работа Василия Сурикова «Боярыня Морозова». На огромном полотне писатель изобразил событие 1671 года. Подвижницу старой веры Феодосию Морозову по приказу царя отправили в заточение. Ее пытали, посадили в яму, где она и умерла от полного истощения.

«Боярыню Морозову обвиняли в излишнем фанатизме. Для Сурикова было очень важно вывести женский образ, который сопротивляется ходу истории, своей судьбе, царской власти, находится в оппозиции. Он очень долго искал образ и выражение боярыни Морозовой в профиль, чтобы она всех победила. Когда она всех победила, тогда он посчитал картину удавшейся», – рассказала заведующая отделом Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.

По одной из версий, образ боярыни – собирательный. Сам Суриков говорил, что Морозову ему помог написать случай. На улице увидел ворону, которая билась о снег. По другой версии, мастер списал боярыню с верующей у Рогожского кладбища. Третьи вовсе говорят, что нужный типаж Суриков нашел в своей тете Авдотье Торгошиной.

Как будут восстанавливатьПоявился на портрете – жди смерти: трагические судьбы героев картин Репина, Серова и ПикассоПоврежденную картину Репина

Трагично сложилась жизнь знаменитой «Девочки с персиками». Вера Мамонтова позировала Серову в семейной усадьбе Абрамцево, когда ей было 11 лет. Девушка прожила всего 32 года. Умерла Вера внезапно в 1907 году. Сгорела за три дня от скоротечной пневмонии.

А вот Пабло Пикассо предпочитал изображать на портретах в стиле кубизм своих многочисленных любовниц. Главной его музой принято считать Дору Маар – художницу и фотографа. Именно она послужила образом для знаменитой картины «Плачущая женщина».

«Этот роман не продлился долго, как и остальные романы Пабло. После разрыва у нее был сильный психоз, что привело ее в психиатрическую больницу, где она провела несколько месяцев. Ее даже лечили электрошоком», – отметила искусствовед Алена Алексеева.

После выхода из лечебницы Дора и Пикассо больше никогда не общались. Она вела замкнутый образ жизни и тайно продолжала писать картины. После смерти в ее доме обнаружили огромное количество работ. А этому человеку на портрете Пикассо обязан своей карьерой. Француз Амбруаз Воллар – известнейший арт-дилер XX века.

«В 1901 году первая профессиональная выставка Пикассо прошла как раз в галерее Амбруаза Воллара в Париже, поэтому этот персонаж для Пикассо ключевая фигура – человек, который стоял у истоков его успеха в XX столетии. Он тихо сидел и приобретал произведения лучших художников: Сезанна, Гогена, Ван Гога. Он становился теневым королем – серым кардиналом художественного мира», – говорит старший научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина Алексей Петухов.

Однако интерес Воллара к Пикассо угас, когда художник стал работать в стиле кубизм. Портрет арт-дилера – скорее, дань прошлой дружбе. Спустя годы Амбруаз Воллар погиб в автокатастрофе. В его коллекции остались шедевры мастеров, которые сейчас стоят сотни миллионов долларов. И как бы ни складывались судьбы натурщиков, благодаря художникам они навсегда останутся в истории мирового искусства. 


Добавить комментарий