Киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир» снова оказалась в центре обсуждения кинокритиков, передает «МИР 24». Глава одной из американских студий устроил показ фильма 1960-х годов, и зрители пришли в восторг. Экранизация романа Толстого в советские годы имела оглушительный успех – у четырехсерийного произведения были рекордные просмотры в кинотеатрах и множество призов.
Киноэпопея завоевала премию «Оскар», как лучший фильм на иностранном языке, «Золотой глобус» и главный приз Московского международного кинофестиваля. Масштабные сцены сражений, новые технологии, потрясающий актерский состав – все это стоило огромных денег. Во сколько обошлись бы съемки такой картины сегодня?
15 тысяч человек пехоты, на каждом – исторический костюм, в руках – оружие. Такой масштабной сцены сражения в советском кинематографе до Сергея Бондарчука не снимал никто. На съемках битвы под Бородино использовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина. Снаряжение и саму массовку предоставило Министерство обороны.
«Это, конечно, огромная экономия. Как они отчитывались между собой внутри советской системы, трудно сказать. Представить себе головокружительную сцену молебна перед битвой, которую мы видим в фильме Бондарчука, – это одно из сверх достижений мирового кино не только того времени. Мне трудно представить, что кто-то сейчас будет так делать», – отметил историк кино Сергей Каптерев.
Руководитель одной голливудской студии после просмотра киноэпопеи назвал кругленькую сумму: производственный бюджет фильма такого размаха превысил бы 700 млн долларов. Процитировал собеседника на своей странице в соцсети продюсер Александр Роднянский. «Война и мир» еще в 1960-х годах считалась самой дорогостоящей картиной в истории кинематографа. Бюджет четырехсерийного фильма по сегодняшнему курсу составил порядка 300 млн долларов. Большинство сцен снимали на натуре, что крайне затратно. Для сцены пожара в столице, например, построили 11 зданий и Сухаревскую башню высотой 30 метров. Сегодня процесс создания декораций значительно удешевила бы компьютерная графика.
«Представим, что сегодня бы Сергей Федорович или условно режиссер мирового уровня решил снять такую картину один в один, то в России это возможно реализовать за три-четыре миллиарда рублей. Сегодня есть совсем другие возможности, в общем в масштабах таких больших фильмов – это не такие большие деньги. Я имею в виду в долевом выражении бюджета. Из этих денег графика могла бы занять максимум десятую часть», – рассказал продюсер, глава кинокомпании «Профит» Игорь Толстунов.
Четыре миллиарда рублей или 60 млн долларов – получается съемки эпопеи подешевели? Чего точно не скажешь о гонорарах. В свое время режиссеру Бондарчуку за «Войну и мир» полагалось не менее 30 тысяч рублей. За эти деньги он мог позволить себе купить шесть машин «Жигули». Актерам платили значительно меньше – по две тысячи рублей. Сегодня же, к примеру, если бы Ивана Охлобыстина взяли на роль Безухова, он бы запросил не меньше 280 тысяч рублей за один съемочный день. В круглую сумму обошелся бы и пошив исторических костюмов.
Приемами легендарного режиссера до сих пор пользуются голливудские коллеги. В батальной сцене сражения гномов, эльфов и орков в киносаге «Хоббит: Битва пяти воинств» прибегнули к технологиям освещения, придуманным командой Бондарчука. Сегодня же известно 11 экранизаций романа Толстого. Самый современный создан британцами. Бюджет сериала 2016 года достиг 15,5 млн долларов, но режиссер Харпер деликатно избежал масштабных сцен.
Если откровенно, не стоит рассчитывать, что молодое поколение будет смотреть советскую экранизацию. Роман Толстого нуждается в современном прочтении, но историю на большом экране, вероятно, в ближайшее время так и не расскажут. До тех пор, пока у российских режиссеров не найдется достойное финансирование и не исчезнет страх снять хуже Бондарчука.